16 Октября 2019

Новости :: Александр Касьянов: Без IT-технологий развитие сферы ЖКХ невозможно

Редактор «Вечернего Орла» Екатерина ГЛАЗКОВА побеседовала с генеральным директором группы компаний «Первая городская управляющая компания» Александром Касьяновым о тенденциях и перспективах в сфере ЖКХ. - В прошлом году Первая городская запустила новый проект – начали работать так называемые хаусмастера. Как прошел год для этого проекта, с какими проблемами пришлось столкнуться?

- В целом год показал, что направление развития в этом секторе мы выбрали верное. За год специалисты по текущему ремонту дома - хаусмастера показали свою дееспособность и эффективность. Да, была текучесть кадров. Многие сотрудники, принимаемые в этот проект, изначально отнеслись к этой работе легковесно: конечно же я смогу здесь работать. Но прошло время, и оказалось, что не все так просто. Состав наших хаусмастеров обновился практически процентов на 70 с момента старта проекта.

Это были трудности роста, и сейчас ситуация стабилизировалась. Остались те, кто готов работать и зарабатывать, и, самое главное, к кому нет нареканий от жителей.

- Расскажите немного про вашу «фирменную» информационную систему МКД-онлайн
. - Сегодня требования людей к отрасли ЖКХ, требования государства и контролирующих органов к этой сфере значительно возросли. И они будут ужесточаться с каждым годом. В такой ситуации соответствовать всем новым реалиям довольно непросто. Я скажу больше: без информационной автоматизированной системы сегодня это невозможно. Только за прошлый год и только по городу Орлу нами было зарегистрировано 286 тысяч обращений в диспетчерскую службу. Из них около половины - это заявки, которые нужно было выполнять, остальное – консультации по тем или иным вопросам.

Все обращения рассмотрены. И по каждому из них мы можем в течение одной минуты получить всю необходимую информацию: по какому вопросу обращались, какие меры приняты, как все было, сколько времени это заняло и прочее. Понятно, что без современной информационной системы сделать это было бы нереально.

Наш программный продукт, который был изначально создан для Орла, уже востребован за его пределами. И сегодня мы в этом направлении работаем с разными регионами: Липецком, Вологдой, Курском, Брянском. Идут переговоры и с управляющими компаниями других областей, интерес к информационной системе МКД-онлайн большой.

Добавлю к вопросу проникновения технологий в повседневную жизнь горожан. Сегодня у жителей наших домов есть возможность подключиться к Личному кабинету, в котором он может получить всю необходимую информацию и по начислениям, и по паспорту дома, и по всем заявкам, поступившим от жителей. Личным кабинетом пользуются уже примерно 12 % собственников жилья, которые обслуживаются организациями Первой городской управляющей компании. Это достаточно высокий процент.

- Я знаю, что Первая городская реализовала в девяти многоквартирных домах энергосервисные контракты. Расскажите, что это такое и для чего это нужно?


- Каждый год мы намечаем для себя определённые цели. Одна из них на этот год - приступить к внедрению энергосервиса по теплоснабжению в наших домах. На сегодня у нас есть положительный опыт реализации энергосервисных договоров в девяти домах. И мы планируем расширять этот опыт. Сейчас в тех домах, в которых это технически возможно, начинаются собрания собственников, на которых мы будем объяснять людям пользу установки индивидуальных тепловых пунктов по энергосервисному контракту. На будущий год ставим перед собой задачу вовлечь в энергосервисные контракты не менее половины многоквартирных жилых домов нашей зоны ответственности. Это означает, что к началу следующего отопительного сезона в этих домах будут установлены новые современные индивидуальные тепловые пункты с всепогодным регулированием. Это совсем другое качество управления отоплением.

- Что это означает для жителей?

- Это означает, что жители дома в течение пяти лет с момента заключения контракта будут платить, как и платили ранее. А по истечении пяти лет будут оплачивать только фактическое потребление тепла, по прибору учета. Могу сказать однозначно, что это будет гораздо меньшая сумма, чем до перехода на энергосервис.

Наш опыт по энергосервису в девяти домах показал реальное сокращение потребления тепла и платы за эту услугу от 10 до 20 процентов во всех домах.

Также хочу отметить, что эти дома платят за теплоэнергию только за период отопительного сезона, по счетчику, а не весь год, как сейчас. То есть для жителей энергосервисные контракты выгодны и не грозят никакими дополнительными тратами. Напротив, через пять лет они увидят реальную экономию.

Как это работает? Компания-инвестор проводит установку в домах счетчиков тепла и другого оборудования за свой счет, и в течение пяти лет мы должны с ней рассчитаться. Это происходит за счет экономии, которая получается на домах после установки счетчиков. После этого срока экономия будет отражаться на платежах населения.

- Какая сейчас ситуация с капитальными ремонтами домов, которые обслуживаются организациями Первой городской?

- Сейчас мы активно убеждаем жителей открывать специальные счета домов по капитальному ремонту, на которых будут накапливаться их взносы. Еще раз подчеркну: взносы будут идти не в «общий котел» (фонд капремонта), а на счет этого конкретного дома.

В нашей зоне ответственности примерно 10 % домов перешли на специальные счета по капитальному ремонту. И в этих домах все необходимые работы по капитальному ремонту выполняются оперативно, по мере необходимости и исходя из суммы накопленных взносов. Чего нельзя сказать о так называемом «общем котле», куда деньги поступают, а услуги собственники домов могут получить только в порядке очерёдности в рамках общей программы ремонта. Для не очень старых домов эта очерёдность может наступить через 10-15 и более лет.

Кстати, Минстрой России также призывает жителей МКД переходить на спецсчета. Почему? Потому что в министерстве считают, что в этом случае собственность людей и ее будущее в их руках. С нашей стороны – самая большая заинтересованность в том, чтобы работы по капремонту проводились качественно. Нам же самим эти дома потом и обслуживать, поэтому мы не допустим брака при проведении работ.

Эту работу по переходу домов на спецсчета будем продолжать и усиливать.

- Давайте коснемся проводимой сейчас «мусорной» реформы. Ваша компания «Чистый город» и ранее работала по вывозу ТКО, а сейчас работает по новым правилам. Как можете оценить первый опыт реформирования?


- Я считаю, что реформа происходит в верном направлении. То, что сейчас делается, со стратегической точки зрения абсолютно правильно. Да, есть вопросы к технологиям и механизмам проведения реформы, но их всегда можно «подкрутить» и поправить.

Давайте вспомним недалекое прошлое - три года назад, когда «Экотек» уходил из Орла. Вспомните, что тогда происходило на наших улицах: горы мусора, которые лежали неделями и на окраинных улицах, и на центральных. Плюс тогда больше половины жителей частного сектора вообще не платили за вывоз мусора. И по-серьёзному никто с ними эту работу не вел.

Сейчас ситуация заметно изменилась в лучшую сторону. Механизм заработал, правила игры стали понятны, есть уже определённые результаты. В частности, за вывоз мусора платить стали те, кто не платил никогда, хотя должен был.

Есть и проблемы, естественно. Исходя из опыта компании «Чистый город», могу сказать, что одна из проблем касается комплексного взаимодействия регоператора и перевозчиков. Я имею в виду проблему сохранности контейнерного парка. Причиной быстрого выхода из строя контейнеров является, не побоюсь этого слова, варварское отношение к ним со стороны перевозчиков. Это не касается «Чистого города», так как мы сразу эту проблему предвидели.

Приведу пример своего двора. Наши пластиковые контейнеры растрепали буквально за две недели. Поставили другие пластиковые – они продержались три недели. Потом их заменили на самые простые, металлические. Где-то через месяц на них начали расползаться швы. Это и понятно: когда приезжает мусоровоз, эти контейнеры швыряют как попало - никаких контейнеров не напасешься.

А надо относиться к ним нормально и бережно, тогда они прослужат долго. Экипаж мусоровоза должен быть минимум два человека. Контейнер аккуратно подняли, мусор высыпали, площадку убрали. Хочу сказать, что «Чистый город» так работал всегда. Экипаж – обязательно два человека, по дворам ежедневно ходили контролёры, которые проверяли состояние контейнерных площадок. Если плохо убрано, применялись штрафные санкции. И это давало результаты.

Регоператору надо обратить внимание и на сохранность контейнеров, и на уборку контейнерных площадок после вывоза мусора. Пока с этим есть проблемы. Кстати, не все знают, но мы работаем по вывозу ТКО не только в Северном районе Орла, но и в нескольких районах области. У нас в работе еще часть Орловского района, Колпнянский, Малоархангельский, Покровский, Свердловский районы.

- А рассматриваете для себя на будущее смежные или совсем новые виды бизнеса?

- Это информационные технологии. Мы хотим стать IT-компанией, специализирующейся на отрасли ЖКХ. Опыт создания программного продукта МКД-онлайн показал перспективы этого направления. Они масштабные, и я уверен - за этим будущее.

Уже сейчас все виды деятельности Первой городской завязаны на единую информационную систему, которая была создана нами некоторое время назад. Теперь пришло время расширять опыт и продвигать эти наработки за пределы региона. Наша задача - сделать универсальные продукты, которые смогут эффективно работать в любом городе или регионе. При этом они должны быть подстроены под конкретные задачи, в зависимости от назначения. Мы не просто продаем продукт, условно говоря, упакованный в коробочку. Мы предлагаем комплексную услугу - по сопровождению, по обучению персонала, по консультированию наших партнеров и так далее.

Исходя из этого, мы ставим перед собой задачу - в будущем году в десять раз увеличить выручку от IT-направления. Cейчас наши специалисты активно над этим работают.
Поделитесь этой новостью в соцсетях:
. . .
.
x
.
. . .